2021 - знаковый год для судостроителей Петербурга
В 2021 году верфи должны начать массовую сдачу отложенных заказов для промысловых компаний
По отложенным планам верфи должны начать массовую сдачу заказов для промысловых компаний. Учитывая технологическую сложность и длительность строительства подобных судов, заводы могут показать долгожданные прибыли в отчётностях. Также должна продолжиться ледокольная программа. Однако заказы и загрузка всех проблем отрасли не решат.
Петербург и Ленинградская область в силу объективных причин стали центром реализации программы инвестиционных квот - по количеству заказов с регионом могут поспорить лишь верфи Дальнего Востока. Суммарно на предприятиях Петербурга, Выборга и Отрадного размещены заказы более чем на 20 единиц рыбопромысловых судов разных проектов.
Головные суда некоторых серий верфи должны были сдать в 2020 году. Однако к заказчику ушли лишь головной траулер проекта КМТ01 "Баренцево море" постройки Выборгского судостроительного завода и головной краболов проекта 03070 "Русь" постройки ЛСЗ "Пелла".
Задержки связаны не только с закрытием границ и невозможностью поставки и пусконаладки зарубежного оборудования. Оказывали своё влияние и корректировка проектной документации, изменения в нормативной базе, дефицит квалифицированных кадров даже в подрядных компаниях.
Помимо этого в некоторых компаниях идёт модернизация. Из предприятий, которые входят в Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК), выделяется Северная верфь. Суммарно на возведение нового судостроительного комплекса на территории верфи потратят 26 млрд рублей. Деньги должны идти по ФЦП и из собственных источников ОСК. На выходе завод сможет строить корабли и суда длиной порядка 260 метров и водоизмещением до 25 тыс. тонн против 170 метров и 12 тыс. тонн сейчас. Плюс в 2 раза должна увеличиться производительность труда.
Однако нужно понимать, что в приоритете здесь всё же сооружение эсминцев и крупных боевых кораблей, нежели супертанкеров или контейнеровозов.
Несмотря на все проблемы 2020 года, возведение инфраструктуры на верфи идёт скорыми темпами. По планам к концу 2021–го на территории верфи должен появиться новый эллинг. Точные сроки запуска всего нового комплекса на верфи пока не называют. Портфель гражданских заказов Северной верфи сейчас укомплектован до начала 2025 года. В сегодняшних реалиях программа очень насыщенная.
Из всех петербургских предприятий с программой строительства промысловых судов лучше всего дела обстоят у Адмиралтейских верфей. На 2021 год у предприятия по-прежнему значится сдача двух первых траулеров проекта ST-192 RFC для Русской рыбопромышленной компании, а всего по контракту завод должен поставить заказчику 10 БМРТ этого проекта.
Ленинградский судостроительный завод "Пелла" перенёс сдачу головных траулеров 03095 "Андромеда" и 1701 "Скорпион" на 2021 год. Сейчас предприятие строит восемь промысловых судов по трём разным проектам и для трёх заказчиков.
Выборгский судостроительный завод постепенно из сугубо гражданского завода превращается в верфь военную. На стапелях предприятия уже заложены ледоколы для министерства обороны. И по тем планам, которые озвучивает руководство ВСЗ, это только начало. Тем не менее свою рыбную программу Выборгский СЗ выполняет.
Как рассказали "ДП" на самой верфи, на 2021 год запланирована сдача сразу нескольких траулеров проекта КМТ01 и КМТ02.
"Однако уверенно можно говорить только после завершения пандемии коронавируса и снятия связанных с ней ограничений по приезду зарубежных специалистов для проведения пусконаладочных работ, локдаунов на производствах и трудностей по пересечению границ. Это делает крайне затруднённым долгосрочное планирование производственной программы и взаимодействие с зарубежными поставщиками и производителями. Никуда не делся также дефицит квалифицированных производственных кадров, характерный сейчас практически для всех верфей страны, что связано в первую очередь со значительным ростом загрузки предприятий", - дополнили на верфи.
Из перспективных промысловых заказов стоит отметить заключение контракта на строительство двух среднетоннажных научно-исследовательских судов для Росрыболовства за 5,892 млрд рублей Невским судостроительно-судоремонтным заводом.